Орнамент волосовской керамики

2008-07-10

Орнамент волосовской керамики Орнамент волосовской керамики
Орнамент на волосовской керамике и его развитие анализировались в работах И.К. Цветковой (1953, 1970), А.Х. Халикова (1969), О.Н. Бадера (1970), Д.А. Крайнова (1987), В.П. Третьякова (1990), Ю.Б. Цетлина (1991), В.В. Никитина (1991, 1996). В истории волосовской культуры разные исследователи выделяли от двух до четырех периодов развития. Оригинальную точку зрения о принадлежности редкоямочной (тонкостенной) керамики к «прото-волосовскому» этапу развития культуры высказал Д.А. Крайнов (1981).
     
     Использовавшийся традиционный подход к периодизации культур, сформировавшийся еще на основе эволюционистских представлений XIX в., базировался на типологическом методе анализа вещественного материала, в том числе, керамики и ее орнамента, а развитие понималось как постепенное изменение от «простого» к «сложному». Получаемые выводы отчасти корректировались наблюдениями над стратиграфией памятников. Несмотря на многочисленные исследования, в изучении периодизации неолитических культур данного региона остается до сего времени еще много нерешенных проблем. Носители волосовской культуры бытовали в Центре Русской равнины в эпоху позднего неолита и энеолита – с последней четверти IV до первой четверти II тыс. до н.э. Волосовская керамика, как правило, отличается очень плохой сохранностью из-за большой концентрации в формовочной массе помета водоплавающих птиц и раковин пресноводных моллюсков и обжига посуды ниже температур каления глины. Сосуды на раннем этапе были круглодонными, а позднее плоскодонными.
     
     Наиболее массовым элементом орнамента, который использовали волосовские гончары, был гребенчатый, реже применялись другие элементы: ямчатый, ямочный, гладкий, рамчатый и веревочный. Примерно в четверти случаях на волосовских сосудах сохраняются и неорнаментированные участки поверхности. Отличительными чертами волосовской керамики было примерно равное использование округлых и овальных ямочных и ямчатых вдавлений, применение как прямоугольных, так и овальных гребенчатых и иных штампов длиной 11-30 мм и шириной от 1-6 мм с поперечными или симметричными зубцами. Мотивы волосовские гончары составляли не только из элементов, но и из узоров орнамента. Наиболее массовыми были узоры из отпечатков гребенчатого и реже гладкого штампов. Сложные мотивы состояли из объединяющихся или пересекающихся элементов орнамента. Примерно пятая часть волосовских сосудов имеет орнамент на внутренней поверхности или по верхнему краю внешней поверхности, а 2/3 сосудов несут орнамент по торцу венчика. Как правило, это были чаще всего мотивы из отпечатков гребенчатого, реже гладкого штампов и из ямчатых вдавлений.
     
     Исключительно разнообразны на волосовской керамике орнаментальные образы. Так, простых двойных образов выявлено 66 вариантов. Массовыми из них были только два – образ, состоящий из двух гребенчатых мотивов, и реже из гребенчатого мотива и зоны без орнамента. Зафиксировано 58 вариантов сложных объединяющихся образов, а пересекающихся только 14 вариантов. Среди тех и других нет особенно массовых, наиболее распространенным был образ, состоящий из ямчатого мотива и сложного мотива из ямчатых узоров, чередующихся с участками без орнамента. Простые орнаментальные образы значительно преобладали над сложными. Точно также образы орнамента из объединяющихся мотивов использовались гончарами много чаще, чем из пересекающихся мотивов. Асимметричные образы орнамента доминировали по сравнению с симметричными орнаментальными образами. Композиции орнамента на волосовских сосудах чаще всего начинались с гребенчатого мотива и реже с зоны без орнамента. Гребенчатые мотивы доминировали во всех частях композиции. Неорнаментированные зоны изредка чередовались в композиции с другими мотивами, кроме гребенчатого. Мотивы из гладких элементов орнамента преимущественно располагались в средней или нижней части композиции, мотив из рамчатых штампов чаще наносился в нижней ее части, а ямочный, ямчатый, лунчатый и веревочный мотивы – в верхней части композиции.
     
     В истории развития волосовской культуры выделено три основных периода. Из числа изученных:
     
     к I периоду отнесены стоянки Маслово Болото 2, Сахтыш 2, Языково 1 и др.,
     ко II периоду – Гавриловка 1 и 3, Волосово, Черная Гора, Владычинская-Береговая 1 и 2, Сахтыш 1, 2 и 8, Ивановское 2 и 7, Николо-Перевоз 1 и 2а, Языково 1 и др.,
     к III периоду – Ивановское 3 и 7, Вашутино 1, Берендеево 1 и др.
     
     Если поселения раннего периода отмечены в Московско-Клязьминском междуречье, Восточном и Западном районах, то поселения второго периода занимают всю территорию Центра Русской равнины, а поселения третьего периода отмечены только в Центральном районе.
     
     В I период наиболее массовыми были три элемента орнамента – гребенчатый, ямчатый и рамчатый.
     Во II период наиболее массовым продолжает оставаться гребенчатый элемент, резко уменьшается доля ямчатого элемента, получает распространение гладкий элемент орнамента и традиция сохранения на поверхности сосуда отдельных неорнаментированных участков.
     В III период на поверхности волосовских сосудов увеличивается доля участков без орнамента, широкое распространение получает ямочный элемент орнамента, сокращается доля гребенчатого и рамчатого элементов.
     
     Мотивы, составленные из элементов орнамента, характеризуются теми же самыми хронологическими особенностями, что и сами элементы. Мотивы из узоров орнамента получают распространение только во II период (зафиксировано 8 вариантов), среди которых более массовыми были мотивы гребенчатых и реже гладких узоров. Сложные объединяющиеся мотивы (26 вариантов) и сложные пересекающиеся мотивы (9 вариантов) также были наиболее распространены во II периоде, хотя они отмечены и по керамике двух других периодов. Важно подчеркнуть, что в разные периоды развития волосовской культуры массово использовались сложные мотивы орнамента. Если в I период доминировали два сложных объединяющихся мотива: один – из чередующихся рамчатых узоров, а другой – из гладких узоров и участков без орнамента, то во II период преобладало использование мотива из двух ямчатых узоров, а в III период – мотива из ямочного узора, чередующегося с неорнаментированными участками.
     
     Сложные пересекающиеся мотивы отмечены только по керамике II периода. Среди них доминировал мотив из двух пересекающихся гладких элементов. В I и III периоды внутренняя поверхность волосовских сосудов очень редко украшалась орнаментом, а во II период доля сосудов с таким орнаментом несколько увеличилась. Очень широко на волосовских сосудах был распространен орнамент по торцу венчика, причем доля его возрастала во времени. Что касается внешнего края сосудов, то он тоже часто украшался орнаментом, особенно во II период.
     
     Простые двойные орнаментальные образы широко использовались гончарами всех трех периодов развития культуры (выявлено 67 вариантов), хотя наиболее разнообразны они были во II период. В I и II период наиболее массовыми были образы, состоящие из двух гребенчатых мотивов или из гребенчатого мотива и зоны без орнамента, а в III период – образ из ямочного мотива и также зоны без орнамента. Еще более разнообразны были сложные орнаментальные образы. Таких образов из объединяющихся мотивов выявлено свыше 60 вариантов, а из пересекающихся мотивов - 14 вариантов. По волосовской керамике выявлено свыше 50 вариантов простых симметричных и столько же асимметричных образов орнамента. Реже волосовские гончары наносили на сосуды сложные симметричные и асимметричные образы орнамента. На протяжении всей истории культуры асимметричные орнаментальные образы значительно преобладали над симметричными. В целом, орнаменты на волосовской посуде характеризуются более слабой ритмичностью по сравнению с сосудами других культур.
     
     В I период орнаментальные композиции на волосовских сосудах начинались в основном либо с неорнаментированной зоны, либо с ямчатого мотива по внешнему краю венчика. Далее, чаще всего, располагался ямчатый и, реже, гребенчатый мотивы, за которыми обычно вновь следовал ямчатый мотив. Этот же мотив обычно наносился и в самой нижней части композиции.
     
     Во II период композиция чаще всего начиналась с гребенчатого мотива и реже с зоны без орнамента. Ниже во всей композиции обычно также преобладали различные гребенчатые мотивы орнамента. Ямочный, ямчатый и веревочный мотивы в это время использовались редко и обычно располагались в верхней части композиции. Мотив из отпечатков гладкого штампа чаще помещался в средней и нижней части композиции, а мотив из рамчатых отпечатков – в нижней части композиции. Различные сложные мотивы обычно наносились в верхней или нижней (придонной и донной) части сосуда. Неорнаментированные зоны, как правило, чередовались с другими мотивами.
     В III период композиция чаще всего начиналась с зоны без орнамента или реже с гребенчатого мотива, за которыми, в большинстве случаев, следовал ямочный мотив, а далее – гребенчатый мотив или неорнаментированная зона. Таким образом, именно во II период развития волосовской культуры происходят основные перемены в традициях декорирования сосудов, проявившиеся на всех уровнях орнаментальной стилистики. По многим параметрам орнамента I и III периоды культуры более сходны между собой, чем каждый из них со II периодом. Вероятно, как раз на это время приходятся основные контакты волосовского населения с носителями иных орнаментальных традиций.
     
     Орнаментальные традиции у носителей волосовской культуры в разных районах исследуемого региона имели свои особенности. В частности, ямочный элемент орнамента чаще всего использовался гончарами Центрального района, ямчатый элемент – гончарами Московско-Клязьминского междуречья и, несколько реже, гончарами Восточного района и бассейна Нижней Оки. Гребенчатый элемент орнамента использовался на всей территории волосовской культуры. Наиболее широко он представлен на сосудах Западного района, а менее всего – на керамике бассейна Средней Оки. Гладкий элемент орнамента чаще применяли гончары Средней и Нижней Оки и Западного района. Рамчатый штамп преобладал на сосудах Москвоско-Клязьминского междуречья и Восточного района. Отпечатки веревочного штампа массово использовались только гончарами бассейна Средней Оки. На всей территории культуры широко практиковалось частичное декорирование сосудов, когда отдельные участки поверхности оставались свободными от орнамента. Эта традиция была более всего распространена в бассейне Нижней и Средней Оки, а также в Восточном и Центральном районах.
     Мотивы.
     
     Простые мотивы из элементов по своим локальным особенностям близки к элементам орнамента, а простые мотивы из узоров чаще всего использовали гончары бассейна Нижней и Средней Оки. Выявлено 28 вариантов сложных объединяющихся мотивов. На керамике памятников Нижней и Средней Оки и Восточного района они были наиболее разнообразны. Сложные пересекающиеся мотивы представлены только 10 вариантами, и использовались гончарами волосовской культуры достаточно редко. Разные виды поверхности волосовских сосудов по-разному украшались орнаментом. Декорирование внутренней поверхности было наиболее широко распространено в Центральном и Западном районах, Московско-Клязьминском междуречье и на Нижней Оке и реже в двух других районах.
     
     Волосовские гончары очень часто украшали орнаментом торец венчика, что отчасти было связано с его специфической утолщенной формой. Наиболее широко эта традиция была распространена в Центральном районе и Московско-Клязьминском междуречье, несколько реже она применялась гончарами других районов. Верхний край внешней поверхности сосудов чаще всего декорировался на сосудах бассейна Нижней и Средней Оки и Московско-Клязьминского междуречья, несколько реже это делалось в Центральном и Западном районах и еще реже в Восточном районе. Двойные орнаментальные образы представлены на волосовской керамике 68 вариантами простых, 58 вариантами сложных объединяющихся и 14 вариантами сложных пересекающихся образов орнамента. Сложные образы наиболее разнообразны на волосовских сосудах из бассейна Нижней и Средней Оки и несколько менее разнообразны на сосудах из Восточного района. В количественном отношении простые образы на сосудах везде преобладают над сложными.
     
     Последние наиболее широко использовались гончарами Восточного района и реже всего гончарами Западного района и Московско-Клязьминского междуречья. Также во всех районах образы из объединяющихся мотивов значительно преобладали над образами из пересекающихся мотивов, которые чаще использовались гончарами бассейна Нижней Оки. На Нижней и Средней Оке, в Московско-Клязьминском междуречье и Западном районе волосовские гончары предпочитали украшать сосуды симметричными орнаментальными образами. В Восточном и Центральном районах примерно в равной степени были распространены как симметричные, так и асимметричные образы, с некоторым преобладанием последних. Здесь следует отметить, что из-за состояния источников судить о структуре орнаментальной композиции в нижней части сосудов пока сложно. Поэтому приводимые ниже данные, как правило, характеризуют состав и структуру верхней и средней части композиции орнамента на волосовских сосудах разных районов Центра Русской равнины. На Нижней Оке композиции орнамента начинались чаще всего с гребенчатого мотива, идущего по верхнему краю внешней поверхности. Вдвое реже здесь располагались мотив из гладких отпечатков или зона без орнамента.
     
     Гребенчатые мотивы были преобладающими во всей верхней части композиции. Далее они продолжали оставаться доминирующими, ритмично чередуясь с отпечатками гладкого или рамчатого штампов или с зонами без орнамента. В районе Средней Оки композиции орнамента на волосовских сосудах были более разнообразны. Они могли начинаться с веревочного, гребенчатого, ямчатого, сложного мотива или зоны без орнамента. На втором месте в композиции часто помещался мотив из отпечатков гладкого штампа, а далее располагались обычно те же мотивы, какие начинали композицию. В средней части композиции чаще других наносились гребенчатый, гладкий или ямчатый мотивы и неорнаментированные зоны. В нижней части композиции явно доминировали гребенчатые мотивы. Придонная и донная часть композиции, как правило, включала гребенчатый или гладкий мотивы. Особенностью традиций этого района было практическое отсутствие на сосудах ритмических композиций орнамента.
     
     В районе междуречья Москвы и Клязьмы композиции обычно начинались с гребенчатого или рамчатого мотивов. Эти же мотивы доминировали во всей верхней части композиции, далее почти одинаково использовались ямчатый мотив и зона без орнамента, а в нижней части композиции, скорее всего, преобладали мотивы из ямчатых отпечатков. В Восточном районе в самой верхней части композиции гончары наносили либо гребенчатый мотив, либо оставляли зону без орнамента. Ниже широко использовался ямчатый и рамчатый мотивы. На сосудах в Центральном районе в верхней и средней части композиции во всех случаях преобладало использование различных гребенчатых мотивов, причем, доля этих мотивов возрастала по мере движения от верхней к нижней (донной) части сосуда. Можно также отметить достаточно частое использование в верхней части композиции рамчатого, а в средней части –ямочного мотива.
     
     Заметную специфику строение орнаментальных композиций сосудов имело в Западном районе. Здесь в верхней и средней части композиции доминировали гребенчатый и гладкий мотивы или зона без орнамента. В средней части композиции иногда также оставлялись зоны, свободные от какого-либо орнамента. Таким образом, следует подчеркнуть, что орнаментальные традиции в гончарстве волосовского населения имели достаточно заметные хронологические и локальные особенности. При этом, в отличие от композиций на сосудах других археологических культур, здесь композиции характеризовались очень слабой ритмичностью и явным доминированием гребенчатых мотивов орнамента.
     

Волосовская культура
ФИГУРНЫЙ КРЕМЕНЬ СО СТОЯНКИ САХТЫШ IIА
ВОЛОСОВСКИЕ СКУЛЬПТУРНЫЕ МОДЕЛИ ФАЛЛОСА
В Рязанской области вскрыто неизвестное коллективное захоронение
Черная гора: Пра, Фомино, Владычино
Массовое захоронение на озере Шагара
Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


18.204.227.250