Чернолесская культура

2011-02-22

Чернолесская культура Чернолесская культура Чернолесская культура Чернолесская культура Чернолесская культура Чернолесская культура Чернолесская культура Чернолесская культура Чернолесская культура Чернолесская культура
Чернолесская культура — археологическая культура переходного периода от бронзового к раннему железному веку (IX—VII вв. до н. э.). Распространена была в лесостепной полосе Правобережной Украины между Днепром и Днестром, а также в бассейне р. Ворсклы на Левобережье. Название получила от городища в Чёрном лесу в верховьях реки Ингулец (Кировоградская область), открытого и исследованного в 1949 г. Чернолесская культура знаменует начало скифской эпохи. На западе граничила с племенами гальштатской культуры, на востоке — с племенами срубной культуры. Чернолесская культура является развитием белогрудовской культуры[1].
     
     Сначала была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а со временем распространилась на бассейн реки Ворскла, откуда вытеснила на север племена бондарихинской культуры, что весьма напоминает рассказ Геродота о вынужденном переселении невров.
     
     Культура
     К данной культуре относится группа укрепленных городищ (Чернолесское, Тясминское, Калантаевское) и неукрепленных селищ, обнаруженных О. Треножкиным в Кировоградской области. Важное городище возле Суботова (Черкасская область) было бронзолитейным центром культуры. Классическим образцом чернолесского городища считается укрепление на холме Тясмин. Оно состоит из глинобитного вала 12 х 1 м, у подножия которого обнаружены обгорелые остатки деревянных укреплений. Последние были построены из коробчатых срубов, соединенных частоколом. Снаружи был ров шириной 9 м и глубиной до 4 м. Со стороны, противоположной реке, подходы к крепости были укреплены еще одним рвом и валом. В долине реки Тясмин обнаружено наибольшее количество чернолесских городищ. Большинство из них представляет такие же круглые крепости диаметром от 40 до 100 м. Внутри стен выявлены остатки довольно просторных (6 х 10 м) землянок. Селища могли занимать площадь до 10 га. Деревня Мачуха близ Полтавы состояла из 22 жилищ, расположенных по окружности диаметром 250—300 м. Могильники содержат как трупоположения (под насыпными курганами), так и трупосожжения (в урнах), причем последние превалируют на поздней стадии развития культуры.
     
     
     Обломки литейных форм Чернолесских браслетов и оттиски с них
     
     Артефакты представляют собой каменные и бронзовые топоры, земледельческие орудия из бронзы, реже — железа, посуда, бронзовые украшения.
     
     
     Браслеты Чернолесской культуры
     
     
      Височные привески (1, 2), нашивная бляшка (3), булавки (4, 5) Белогрудовского-Чернолесской культуры
     
     Кухонная утварь не отличалась особым изяществом, она была полированной или покрывалась кварцевой крошкой.
     
     
     Керамика I ступени Чернолесской культуры: 1, 2 - тюльпановидные сосуды, 3, 4, 5 — кубки, 6 — горшок с выпуклым туловом, 7, 8 — черпаки
     
     Вместе с тем встречаются и тщательно отделанные вазы грушевидной формы с высокими горлом и узким основанием, хорошо обожженные и украшенные бороздками, инкрустацией, насечками или сосцевидными выпуклостями, напоминающие изделия фракийской Бессарабии. В совокупности найденные артефакты свидетельствуют о контактах местной культуры с Фракией, скифами и греческими колониями на побережье Черного моря.
     
     
      Керамика II ступени Чернолесской культуры: 1,2— тюльпановидные сосуды, 3 — миска, 4, 5 — черпаки, 6, 7, 8 — кубки, 9, 10 — корчаги
     
      Хозяйство
     Основное занятие населения — хлебопашество, возделывали пшеницу, ячмень и просо; известно было и разведение рогатого скота, коней, свиней.
     
     
     Кремневые (1, 2, 3) и бронзовые (4, 5) серпы Белогрудовско-Чернолесской культуры
     
     
     Костяные наконечники стрел Белогрудовского-Чернолесской культуры: 1, 5, 6 — втульчатые, 2, 3 — с прорезной втулкой, 4, 7 — черешковые
     
     
     Биметаллические мечи и кинжал с территории Чернолесской культуры
     
     
     Глиняная литейная форма Чернолесского кельта и оттиск с неё
     
     
     Бронзовый кельт (1) с Субботовского городища, железный кельт (2) из с. Зарубинцы, железное тесло (3) с Субботовского городища
     
      История
     Большинство авторов согласно с тем, что чернолесская культура происходит от белогрудовской и комаровской культур, однако, с более отчетливым влиянием культуры причерноморских скифов. Комаровская культура, в свою очередь, является локальным вариантом культуры боевых топоров, подпавшим под влияние центральноевропейских и трансильванских культур. М.Гимбутас, однако, усматривает также связь чернолесской культуры с предшествующим появлением в регионе индоевропейцев и считает ее локальным вариантом общей индоевропейской культуры.
     
     Классическая чернолесская культура заканчивается к V в. до н. э., после чего следует период упрощения материальной культуры, интерпретируемый как обнищание в связи с политическим доминированием скифов. Вместе с тем на поздней стадии наблюдается рост укрепленных поселений, вероятно, для защиты от кочевников, сооружение многочисленных рвов, валов и деревянных стен. Плотность населения возрастает, а преемственность социокультурных традиций сохраняется. Драматическая смена археологических культур приходится лишь на II в. до н. э., когда в регионе появляются сарматы и позже — готы.
     
     Этническая принадлежность
     Этническая принадлежность носителей чернолесской культуры является дискуссионной. Одни считают их фракийцами (при этом чернолесцев ассоциируют с агатирсами Геродота) или иллирийцами, другие (Рыбаков Б. А., Гимбутас М.) — предками славян. При этом исследователи обнаруживают разительные различия между чернолесской и синхронной ей балтской юхновской культурой.
     

Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


35.172.201.102