Массовое захоронение на озере Шагара

2008-07-10


     Многие считают, что древняя история экзотических стран богаче и интереснее нашей собственной. И золото старинных кладов на расстоянии в тысячи километров блестит ярче, и властители дальних стран более коварны и жестоки, и культура богаче. А что ожидать от своих родных пенатов? Пару черепков обугленного горшка или чудом уцелевший лапоть?
     
     Но, как показывают находки археологов, и наши, рязанские, пенаты переживали захватывающую дух и леденящую кровь историю. Лето 2006 года стало богатым на страшные, с точки зрения обычного человека, находки…
     
     В ходе раскопок памятника 5 000-летней давности участники экспедиции на озеро Шагара в Клепиковском районе обнаружили следы древних жертвоприношений. Помимо традиционных для археологических работ единичных захоронений, были найдены две «братские могилы» людей, живших в эпоху неолита.
     
     За подробной информацией и профессиональными комментариями к этой жуткой находке мы обратились к начальнику археологического лагеря Михаилу Федоровичу Третьякову (далее – МТ).
     
     МТ: Сезон в этом году необычайно интересный. Лето было жаркое, уровень озера был минимально низкий, что позволило нам взять нужный участок. Раскоп получился 88 квадратных метров. Погребения мы, конечно, ожидали, но не в таком большом количестве - на этих 88 метрах у нас 54 скелета. (При этом у нас в экспедиции было именно 54 человека – так уж совпало.) Мы столкнулись с коллективными захоронениями под конец сезона. Вскрывал яму вначале мой сын, когда пошли кости, он сказал: «Папа, я не понимаю, как они лежат».
     
     Вылезли сразу плечевая и бедренная кость, которые находились совсем близко. Сначала решили, что не все так страшно, что там семейное захоронение, как уже было несколько лет назад – мужчина и женщина лежали на боку лицом друг к другу, обнявшись, и между ними лежал ребенок. Но тут по мере работы полезли кости, кости, кости… Когда лежит один человек, и ты знаешь анатомию, в какой бы позе он ни лежал, догадаться о его положении несложно. Но когда кости лежат не ярусами, а переплетясь друг с другом, когда мы, зарисовав костяк, не можем убрать его, так как сквозь ребра выходят ноги…
     
     Подобных захоронений было найдено очень немного. На Шагаре до этого находили захоронения по 6 и по 3 человека. И вот эта яма… Она очень небольшая по размеру: 1 метр 80 см на 1 метр 60 см, такой почти квадратик. Культурный слой в яме (тот, в котором идут кости) всего 35 см. И 22 человека в ней. Такое чувство, что их буквально утрамбовывали туда. То, что этих людей убили – несомненно. У одного из костяков был найден наконечник в шейном позвонке, он разломился в нем. А у другого костяка наконечник лежал в грудине, расщепил ее и застрял. Ясно, что этих людей убили.
     Но убили – кого?
     
     Было ли это жертвоприношение своих же соплеменников или врагов (в яме были и женщины, и дети, и мужчины), скажет только антрополог, когда он сможет сравнить материалы антропологические, расовые, генетические. Например, будет делаться анализ на единичные погребения и массовые, будет ли между ними прослеживаться кровно-родственная связь по ДНК. Но беда в том, что антропологический анализ очень дорог.
     
     И как награда за труд был найден волосовский клад – в одном из погребений под детским костяком. Это 4 великолепных ожерелья.
     
     ПР: Что было найдено на этой территории помимо клада и массовых захоронений за общее время раскопок?
     
     МТ: Мы работаем на Шагаре с 1984 года, найдено было много чего. В неолите люди умели в совершенстве обрабатывать глину, кость и камень. Нами были найдены уникальные вещи, то, что мы называем мелкой пластикой эпохи неолита – изображения головок птиц на ребрышках и животных из кремня. Когда мы обратились к орнитологам и показали им находки, то они совершенно четко определили виды птиц, они все узнаваемы.
     
     В неолите искусство очень реалистично. Была поразительная лосиха из кремня, причем в динамике, у нее был открыт рот, как во время гона, был медведь. Был амулет в виде выдры, я его вытащил из затопленного раскопа, прямо из воды. Была ременная пряжка из кости в виде хищной птицы, орла. Один мальчик пошел купаться и пяткой нащупал уточку, которых в археологии найдено только две, причем, Шагарская – полная, она без обломков. Эти находки хранятся в Историческом музее, где в постоянной экспозиции есть витрина, посвященная нашему памятнику.
     
     На Шагаре находят янтарь, который приходил с территории современной Литвы и Латвии, так что обменные процессы были развиты намного лучше, нежели принято считать. Встречаются металлические вещи из Закавказья и с Урала.
     
     Изначально у нас была своя классификация захоронений, но нынешний год показал, что ее придется менять, так как появились погребения, в эту схему не вписывающиеся. Единичные захоронения были ничком. Обычно люди лежат навзничь, а тут оказались лицом и коленками вниз. В некоторых захоронениях люди были либо завязаны в саван, который, разумеется, не сохранился, либо у них были связаны локтевые суставы, кисти рук и ноги. Поза у них неестественная, локти вывернуты.
     
     ПР: Что берут ученые для исследований образа жизни древних людей?
     
     МТ: Сейчас наука прошла намного дальше, нежели в то время, когда мы начинали. Сейчас мы берем не только кости, но и почву из-под черепа, позвоночника, живота, чтобы посмотреть, чем питался человек. Плюс к этому в одиночных погребениях есть сосуды (в смысле – ёмкости) в ногах, у людей там была растительная пища. Горшки бывают перевернуты и забиты землей. Наш реставратор вынула оттуда землю, и вышел шарагский воздух эпохи неолита, под землей оказалась полость. В мужском захоронении может не быть вещей, но обязательно есть горшок с пищей и какая-то животная кость, видимо, кусок окорока. С какой целью – не совсем понятно. Мы видим их материальный мир, но не духовную культуру. Должен ли был человек питаться при переходе из нашего в другой мир или еда нужна была уже на «том» свете – непонятно.
     
     Было захоронение мальчика с собакой. Часто говорят, что если человек занимался охотой, было бы правильно похоронить вместе с охотником и его спутника. Но почему-то в могилах взрослых мы собак не находим. Как правило, собака находится в могиле у подростка. Мифологически собака, как и кошка, существует одновременно в двух мирах, в мире мертвых и в мире живых. И во всех мифологиях она сопровождала человека в мир мертвых. Возможно, собака должна была и стать проводником, чтобы подросток не заблудился, она, должна была его довести именно туда, куда было нужно. Это моя версия.
     
     Несколько лет мы работали со специалистами по костям животных и птиц, оставляли им материал, чтобы посмотреть, на кого охотились люди в палеолите, чем питались, приносили ли тушу животного в жилище целиком или отрубали какие-то его части. Ученые заметили, что кости водоплавающих птиц, уток и гусей, более массивны, нежели это положено дикой птице, но еще не такие, как у домашней. Отсюда пришли к выводу, что жители озера обрубали утятам маховые перья, чтобы птица не могла улететь, и оставляли зимовать на озере. Это был запас пищи, который гнездился рядом, не улетая на юг. Видимо, это был первый шаг к одомашниванию птицы. Это было нише маленькое открытие.
     
     * * *
     
     Археологический лагерь на Шагаре существует уже 22 года, все это время на раскопки собираются ученые, археологи, студенты, члены школьных археологических кружков города и просто люди, интересующиеся историей. За это время успели вырасти те ребята, которые приезжали в первые смены еще в 80-х годах, а в этот год привезли с собой уже своих детей.
     
     И несмотря на то, что подобный некоммерческий лагерь существует почти четверть века, независимо от того, что находки с памятника на Шагаре каждый год пополняют экспозицию Исторического музея в Москве, невзирая на древность и уникальность этого памятника, финансирование работ по его исследованию с каждым годом становится все меньше и меньше.
     
     В этом году деньги на питание прекратили выделять в аккурат посреди лета, в самый разгар работы. Полтора месяца ребята и ученые просидели на каше, получить деньги на нормальное питание смогли лишь за неделю до окончания работ в лагере. И, тем не менее, лагерь жив, назло полному равнодушию власть имущим и отсутствию спонсорской помощи.
     
     Организаторы обещают продолжать свою работу, невзирая ни на что. Ведь работа археолога в конечном итоге оценивается не в количестве нулей на полученных в качестве зарплаты купюрах, а в значении его труда для Истории.
     
     А уж в этом смысле никто из чиновников, зажимающих деньги, и рядом не стоит...
     

Волосовская культура
ФИГУРНЫЙ КРЕМЕНЬ СО СТОЯНКИ САХТЫШ IIА
ВОЛОСОВСКИЕ СКУЛЬПТУРНЫЕ МОДЕЛИ ФАЛЛОСА
В Рязанской области вскрыто неизвестное коллективное захоронение
Черная гора: Пра, Фомино, Владычино
Орнамент волосовской керамики
Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


54.167.18.170