КАРААБЫЗСКАЯ КУЛЬТУРА . В.А.Иванов

2008-09-01

КАРААБЫЗСКАЯ КУЛЬТУРА . В.А.Иванов
КАРААБЫЗСКАЯ КУЛЬТУРА (4 в. до н.э. - 3 в. н.э.) распространена по правобережью ср. течения р.Белой. Назв. получила от городища Кара-Абыз (Благовещенский р-н РБ), исследов. А.В.Шмидтом в 1928. Нач. изучению культуры положено в 1910-12 В.В.Гольмстен. Осн. исследователь пам. К.к. А.Х.Пшеничнюк. В наст. время известно 7 могильников, 11 городищ, 5 неукрепл. поселений. Наиб. изучены Биктимировские, Шиповские и Охлебининские городища и могильники, Ново-Уфим. могильник на терр. г.Уфы. В истории К.к. выделяются 4 этапа: 1-й (4-3 вв. до н.э.) представлен погребениями Уфим. могильника, подкурганными захоронениями Шиповского могильника и отд. погребениями Ново-Уфим., III Биктимировского и Охлебининского могильников; 2-й этап (3-2 вв. до н.э.) - материалами I и III Биктимировских могильников, нек-рыми погребениями Охлебининского могильника и частью курганов Шиповского могильника. К 3-му этапу (1 в. до н.э. - 2 в. н.э.) относятся погребения Охлебининского и Ново-Уфим. могильников, Галановский могильник и неск. погребений I и III Биктимировских могильников. 4-й этап (кон. 2-3 в. н.э.) выделен по материалам бескурганной ч. Шиповского и поздних погребений Охлебининского могильников.
     
     
     На рисунке: предметы из могильников Караабызской культуры :
     
     1-3 - височные подвески
     4 - бронзовый перстень
     5 - 6 бронзовые накладки
     7 -10 пряжки
     11 - наконечник копья
     12 -13 - зооморфные накладки
     14 - бронзовый наконечник ножен
     15 - 17 - глиняные сосуды
     
     Исследовано более 900 погребений К.к. Погребенных укладывали на спину, ногами в сторону реки или головой по ее течению. В погребениях 2-го и 3-го этапов ставилась заупокойная пища. Характерны богатые наборы погребального инвентаря, к-рые четко делятся на мужские и женские. Украшением костюма караабызской женщины были бусы, поясные наборы, нагрудные и поясные подвески, разл. бляшки, обоймочки, нашивавшиеся на одежду. Изредка встречаются шейные гривны, браслеты. В муж. погребениях обычны наконечники стрел и копий, колчанные крючки, остатки поясных наборов; реже встречаются жел. мечи сарматских типов, удила. Поселения К.к. представлены городищами и селищами, бол-во к-рых имеет богатый находками культ. слой. Керамика поселений К.к. подразделяется на 4 группы: собственно караабызскую, шнуровую (позднеананьинскую), гафурийскую и убаларскую. Караабызский тип керамики представлен сосудами чашевидной формы, украшенными пояском круглых или бесформенных ямок по горловине. Позднеананьинская керамика со шнуровым орнаментом малочисленна и является следствием контактов караабызского нас. с носителями ананьинской культуры низовьев р.Белой. К гафурийскому типу относятся горшки с низким, четко выраженным горлом и сосуды чашевидной формы с сильно утолщенной закраиной, изнутри резко переходящей в тонкие стенки. Во 2 в. до н.э. на основе гафурийской керамики складывается убаларский тип посуды. Это тонкостенные сосуды чашевидной формы с уплощенным дном, с примесью песка в тесте, часто с небольшим уступчиком в месте перехода горловины в тулово. Караабызские племена вели оседлый образ жизни. Занимались скот-вом и земледелием.
     
     Лит.: Пшеничнюк А.Х. Караабызская культура //Археология и этнография Башкирии. Т.5. Уфа, 1973; Археологическая карта Башкирии. М., 1976; Археология Южного Урала. Стерлитамак, 1992.
     
     В.А.Иванов.
     

КАРА-АБЫЗСКАЯ КУЛЬТУРА Борзунов В.А.
Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


35.175.201.14